вход вход

КОНТАКТНЫЙ ЦЕНТР

8 800 775 00 96

ТОЛЬКО ДЛЯ СООБЩЕНИЙ по свалкам и вывозу

8 912 690 07 00

Viber, WhatsApp

ЕМУП «Спецавтобазе» – 130 лет!

Прокладывая маршрут в чистое будущее

 История нашего предприятия берёт своё начало с конца XIX века. Изначально оно появилось с целью санитарной очистки – отходы из города тогда никто не вывозил, а нечистоты становились хорошей средой для распространения опасных инфекций.

На первых заседаниях Городской Думы Екатеринбурга в 1892 году было решено создать специальную комиссию для борьбы с тифом и добровольческий дезинфекционный отряд. Спустя полгода они были преобразованы в ассенизационный обоз, работа которого помогала преодолевать эпидемию холеры. Отправной датой начала планомерной работы по санитарной очистке города стало 13 июля 1892 года – эпидемия холеры с этого момента пошла на спад.

Свердловский трест «Очистка»

 Вывоз нечистот и уборка улиц продолжались даже в нестабильное время. Так, на 1 апреля 1925 года в наборе инвентаря ассенизационного обоза значились: железные лопаты и вилы, черенки для них, ломы, черпаки, молотки, кувалды и даже топоры. Весь этот инструмент свидетельствовал о тяжёлом физическом и ручном труде рабочих ассенизационного обоза. В графе «прочий инвентарь» были записаны предметы, необходимые для содержания лошадей – их по описи значилось 49. Именно они являлись основным транспортом для вывоза нечистот в тот период. Однако среди оборудования числились и две машины асс (ассенизационные), цилиндрический насос, резиновый рукав. Предположительно, уже тогда ассенизационный обоз имел месторасположение, схожее нынешнему адресу «Спецавтобазы». Только это была даже не окраина города – это было за его чертой.

Работа ассенизационного обоза, который к концу 30-х годов XX века станет носить название Свердловский трест «Очистка», планомерно превращалась в отлаженный процесс, появились места для отведения мусора и слива нечистот. В те годы поступали машины ГАЗ-АА («Полуторка»), которые переоборудовали для очистки города и вывоза нечистот из выгребных ям и мест скопления мусора. Свердловский трест «Очистка» был одним из первых в СССР, кто начал использовать машины вместо повозок: в 1940 году там значилось 12 машин и 64 ассенизационных лошади.

К началу Великой Отечественной войны при Свердловском тресте «Очистка» среди рабочих лошадей имелись тяжеловозные породы, отличающиеся выносливостью и силой. Так что большая часть этих животных и техники отправилась на фронт: в 1941 году в тресте осталось 36 лошадей и только один автомобиль. Техническая оснащённость значительно сократилась, и коллективу пришлось с меньшими возможностями выполнять тот же объём работ, заново отлаживать рабочий процесс. Но даже при таком положении работа по санитарной очистке города не прекращалась. Например, за 1942 год было вывезено 18,6 тысяч кубических метров нечистот.

В годы войны имелась нехватка рабочей силы: в 1944 году в тресте трудилось 97 рабочих, требовалось ещё 75 сотрудников. С целью закрепления рабочей силы в тресте много внимания уделялось улучшению питания и бытовых условий жизни рабочих, снабжению их одеждой. Были собственное общежитие, столовая. В ведении треста было и подсобное хозяйство, которое обеспечивало полноценным питанием работников. Также имелась собственная жилая площадь.

В 1949 года в функционал Свердловского треста «Очистка» входили уборка города от нечистот, павших животных, ловля бродячих собак, руководство по эксплуатации подсобного хозяйства и Ленинской районной конторы. Работники жили в основном в деревянных общежитиях, находившихся вблизи рабочего места. Так, например прямо на территории недалеко от главной конторы, которая тогда имела адрес Репина, 32, находились общежития и конюшни ассенизационных лошадей.

В 50-е годы был взят курс на техническое переоснащение: велась работа по переоборудованию ассенизационных машин. В гараже имелся мусоровоз МС-4. Это первая серийная машина с собственным закрытым саморазгружающимся кузовом. Бытовой мусор вручную насыпался в приёмный бункер в задней части машины, а оттуда транспортёром поднимался вверх и перемещался к переднему борту, где и ссыпался в основной грузовой отсек. Разгрузка осуществлялась за счёт одновременного наклона кузова и открывания заднего борта. Всё это происходило при помощи гидроцилиндров.

В начале 60-х годов, когда «Очистке» выделили огромную площадь в четырёх километрах от посёлка Широкая речка и в пяти километрах от посёлка Медный, началось образование одного из первых полигонов вблизи города Свердловска. Теперь этот участок входит в границы Екатеринбурга. По некоторым данным, под поля компостирования использовалось 20 гектаров земли. Они предназначались для обезвреживания и переработки бытового мусора.

«Спецавтобаза»

 Согласно решению Исполкома Свердловского областного Совета депутатов трудящихся № 258 от 30 марта 1962 года Свердловский городской трест «Очистка» был преобразован в Специализированную автобазу. К этому моменту предприятие полностью перешло на механизированную уборку и очистку города с помощью 270 единиц спецтехники.

Продолжается начатое в середине 50-х годов капитальное строительство зданий и сооружений. В 1956 году было построено здание на окраине, на первом этаже которого расположилась строительная группа. Сейчас в этом здании располагаются помещения службы главного энергетика. В 60-е ведётся возведение нынешнего общежития и транспортной службы, которое в те годы выполняло функцию общежития. В 1964 году было построено здание Дома культуры, называемого «клубом» – сейчас в нём располагается столовая.

В начале 60-х годов основными машинами для вывозки мусора на предприятии были контейнерный мусоровоз КММ-2 и мусоровоз 93М с задней загрузкой. Использование таких мусоровозов часто приводило к тому, что приходилось забирать неполные контейнеры, из-за чего наматывались километры, а объёмы вывозки не увеличивались. Первым в рамках переоснащения видоизменили мусоровоз М-30 – в сварочном цехе спроектировали контейнер «пирамидка» и обновили системы захвата. После этого часть автопарка мусоровозов М-30 стали использовать для перевозки пищевых отходов на свинофермы и в совхозы.

С начала 60-х годов вывозка отходов осуществлялась с помощью мусоровоза 93М. Это машина ручной задней загрузки ёмкостью 4,4 куб. м., грузоподъёмностью две тонны, коэффициент уплотнения – 1,6, загрузочный бункер – 0,42 куб. м. Специальное оборудование было смонтировано на шасси ГАЗ-93 и состояло из кузова, толкающей плиты и задней крышки с приёмным бункером гидравлической системы и световой сигнализацией. Мусоровоз 93М был самой распространённой коммунальной машиной в СССР. Эта система мусоровозов была намного удобнее. Именно на основе этой машины сотрудники «Спецавтобазы» позже сделали свою. «Спецавтобаза» стала первым предприятием, которое автоматизировало процесс вывозки мусора

«Красная машина» — эта разработка и её реализация полностью принадлежат сотрудникам предприятия. Своё название эта машина получила за то, что после многочисленных переделок и сварочных работ её кузов окрашивали в красный цвет. В конце 70-х — начале 80-х мусоровоз для ручной погрузки переделывали в машину с боковой загрузкой. Часть кузовов делали сами в экспериментальном цехе, а часть оборудования заказывали на других предприятиях. Главным удобством для водителя было то, что рычаги для управления (их было всего три) располагались очень близко к кабине. Большинство даже не выходили из неё – управляли погрузкой, лишь приоткрыв двери или окно.

Сам мусоровоз совмещал в себе несколько изобретений. Более десяти лет «Спецавтобаза» использовала мусоровозы собственной разработки для санитарной очистки Свердловска. Именно «Красная машина» стала первой с абсолютно несменяемыми контейнерами. Смело утверждаем, что аналогов в Свердловской области не было. Производство мусоровозов в штатном режиме было отлажено лишь в Ленинграде, а в Свердловске сотрудники «Спецавтобазы» своими силами и при участии местных заводов разрабатывали собственную специализированную технику.

Основная часть отходов поступала на свалки с мусороперегрузочной станции, которая была расположена в черте города, в Чкаловском районе, вблизи современной улицы Фучика. «Перегрузка», как её называли между своими, использовалась для промежуточного сбора мусора и перегрузки его в большегрузные мусоровозы. Это изобретение тоже принадлежало сотрудникам «Спецавтобазы» – оно было заявлено на патент 5 февраля 1981 года.

Реформы начала 90-х годов в стране коснулись и «Спецавтобазы». В 1992 году её преобразовали в Муниципальное унитарное предприятие, однако документально изменения были зарегистрированы лишь в 1994 году. Привычное и нынешнее название Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие «Спецавтобаза» имеет с 1999 года. Со стороны администрации Екатеринбурга её работу начал курировать Комитет по экологии и благоустройству. В видах деятельности и работе ничего не изменилось – поменялся лишь юридический статус предприятия.

Первая машина КО-415 появилась на предприятии ещё в 1985 году. Это коммунальное оборудование модели 415 на базе автомобиля КамАЗ с боковой загрузкой кузова. Твёрдые бытовые отходы из контейнера в кузов загружались через люк при помощи манипулятора. Перемещение мусора по ширине кузова производилось ворошителем, а к заднему борту — с помощью толкающей плиты, которая осуществляла и уплотнение.

Глобальное обновление парка началось уже в XXI веке, когда систему вывоза и захоронения твёрдых коммунальных отходов стали строить по европейским стандартам. Первая машина SCANIA появилась в 2009 году. Ей присвоили гаражный номер 701, и она стала первенцем среди собственных современных мусоровозов с задней загрузкой. Кузов длинный – около 10 метров. Машина тяжёлая – 16 тонн, управление лёгкое. В строю она и сегодня: уже привычно лавирует между припаркованных машин и за считанные секунды освобождает контейнерные площадки мегаполиса. В 2013 году в рамках реализации проекта «Столица» предприятие получило 14 новых мусоровозов с задней погрузкой, соответствующих европейским экологическим стандартам. За годы непрерывной работы своё качество и надёжность такие машины только подтвердили: высокая производительность, вместительный кузов, повышенный коэффициент прессовки и минимальное воздействие на окружающую среду.

Новый век – новые проекты

 В 2003 году в эксплуатацию запустили две биометрические ямы, рассчитанные на приём 40 тонн отходов в год. В них утилизировали биологические отходы. Конструкция ям была герметична и исключала попадание вредных веществ в окружающую среду. Спустя два года на полигоне «Широкореченский» был запущен в эксплуатацию инсинераторный комплекс, разработанный ТД «Турмалин». За сутки в нём термически уничтожалось от 1,5 до 2 тонн опасных медицинских отходов. Все работы по обращению с медицинскими отходами осуществлялись в закрытом помещении и не оказывали вредного влияния на почву и прилегающую территорию.

В 2007 году по распоряжению городской администрации «Спецавтобаза» передала 31 специализированный автомобиль районным дорожно-эксплуатационным управлениям. Эти машины предназначались для очистки и уборки улиц Екатеринбурга. Эпоха деятельности предприятия по организации очистки и уборки улиц завершилась – основным видом деятельности остался вывоз отходов.

В 2008 году ЕМУП «Спецавтобаза» провело эксперимент по раздельному сбору отходов в Кировском районе Екатеринбурга. Это были первые шаги к раздельному сбору отходов. Вместе с ними началось тотальное обновление контейнеров для сбора отходов: металлические стали заменять на пластиковые евроконтейнеры, которые используются и сейчас.

Одним из новых проектов «Спецавтобазы» стала деятельность по отлову безнадзорных собак. Для этого на территории предприятия построили пункт кратковременного содержания бездомных животных, который открылся в 2010 году. Конечно, как вид деятельности работа с бездомными животными была закреплена за предприятием и в ХХ веке: сначала она заключалась в утилизации павших животных, позже — в их отстреле. С 2010 года, в связи со сменой законодательства, потребность в этом отпала. Именно в этот год сотрудники «Спецавтобазы» внедрили технологию по отлову собак при помощи сачков и сетей. Когда животное попадает в приют, его фото размещают на официальном сайте предприятия и на страничке в социальной сети – это позволяет быстрее найти нового хозяина собаки. Большой популярностью среди горожан пользуются Дни открытых дверей, где каждый может познакомиться с собаками приюта и забрать понравившегося питомца домой.

Мусоросортировочный комплекс, расположенный на территории полигона «Широкореченский», начал функционировать в 2011 году. Сегодня там работает две линии по сортировке отходов, сотрудники трудятся круглосуточно.

Совместно с администрацией Екатеринбурга был разработан и запущен проект «Наш мусор в белом». Его реализация предполагала простой алгоритм вывоза отходов из частной жилой зоны: жители приобретали маркированные пакеты для сбора отходов ёмкостью 60 или 110 литров (стоимость в 2012 году составляла 14 и 21 рубль, соответственно). В определённый день, согласно графику, горожане выставляли маркированные пакеты с отходами в установленное место, затем мусоровоз забирал их и отвозил на полигон. Проект «Мусор в белом» начал свою работу в частном секторе посёлка Северка, но быстро расширил зону действия и продолжал работать вплоть до 2018 года. Теперь все жители частного сектора, где нет контейнерного сбора отходов, получают пакеты для мусора бесплатно в офисе «Спецавтобазы» или в мобильных пунктах выдачи в своих районах проживания.

Важнейшим событием 2012 года стало внедрение программы «Раздельный сбор отходов» в Екатеринбурге. В распоряжение ЕМУП «Спецавтобаза» поступили более 2 000 евроконтейнеров для сбора отходов, в том числе 690 — оранжевого цвета для сбора вторсырья. Сейчас раздельный сбор отходов доступен для жителей 14 муниципалитетов Восточного округа Свердловской области.

В 2015 мусоровозы сменили направление и стали свозить твёрдые коммунальные отходы на полигон «Северный». Сейчас он остаётся основным для Екатеринбурга. Полигон расположен на правом склоне реки Крутиха, в шести километрах от Верхней Пышмы, и занимает площадь в 25 гектаров.

Сегодня

Новый этап в развитии предприятия начался в 2018 году. После изменения федерального законодательства в результате конкурсного отбора «Спецавтобаза» стала региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами в АПО-3 (Восточное административно-производственное объединение). В него входит Екатеринбург и 33 муниципальных образования Свердловской области. Это дало старт серьёзным преобразованиям в деятельности предприятия. Став региональным оператором, ЕМУП «Спецавтобаза» выстроило новые бизнес-процессы для организации транспортировки, обработки и захоронения твёрдых коммунальных отходов.

В 2019 году для эффективной логистики было создано пять мусороперегрузочных станций, открыто 29 обособленных подразделений для работы с клиентами в муниципалитетах. Сегодня в зоне обслуживания «Спецавтобазы» – более 2,7 миллионов человек.

Спустя год работы в статусе регионального оператора была налажена система работы мусороперегрузочных станций – они позволяют разгружать мусоровозы и оперативно очищать площадки.

Служба эксплуатации в постоянном режиме ведёт мониторинг вверенной территории, специалисты проверяют контейнерные площадки, проводят личные встречи с населением и администрациями муниципалитетов. Для оперативной связи с потребителями работает общий отдел, колл-центр, служба по расчётам и обособленные подразделения. Постепенно работа ЕМУП «Спецавтобаза» в статусе регионального оператора стала превращаться в планомерную отлаженную систему, нацеленную на благоустройство жизни населения.

По результат работы за 11 месяцев 2021 года «Российский экологический оператор» опубликовал «Зелёный рейтинг» – рейтинг лучших региональный операторов по обращению с ТКО. Согласно итоговым результатам ЕМУП «Спецавтобаза» набрала 95,55 баллов, тем самым заняв четвертое место по стране.

Другие новости:

18.07.2022

Жительница Сухого Лога помогла найти предпринимателя, уклоняющегося от оплаты за вывоз мусора

Подробнее

09.02.2021

Более 10 тысяч кубометров мусора вывезено в 2020 году в рамках ликвидации стихийных свалок

Подробнее

07.06.2019

07.06.2019г. Изменения в графиках сбора и транспортирования ТКО из частного сектора

Подробнее

16.04.2019

16.04.2019 г. Итоги первого квартала реализации экологической реформы

Подробнее

28.06.2019

28.06.2019г. В Свердловской области появятся Общественные советы по вопросам ТКО

Подробнее

14.06.2022

Более 600 детей на минувшей неделе узнали, как обращаться с мусором и разделять его

Подробнее

15.05.2019

15.05.2019г. Специалисты регоператора ЕМУП «Спецавтобаза» обследовали контейнерные площадки города

Подробнее

04.04.2022

Участниками программы «Спецавтобазы» по правильному обращению с отходами стали ещё несколько образовательных учреждений

Подробнее

13.09.2019

13.09.2019г. «Спецавтобаза» убрала свалку, которую владелец дома копил на участке семь лет

Подробнее

03.03.2022

«Спецавтобаза» возобновила работу мобильных пунктов выдачи пакетов для ТКО

Подробнее

30.07.2019

30.07.2019г. Пункт содержания животных ЕМУП “Спецавтобаза” приглашает на День открытых дверей

Подробнее

07.02.2022

Приостановка работы офисов в Березовском, Сысерти и Байкалово

Подробнее

08.09.2020

25 тысяч тонн коммунальных отходов поступило на екатеринбургский мусоросортировочный комплекс с начала года

Подробнее

11.04.2022

В Рефтинском и Камышлове начался раздельный сбор и вывоз мусора

Подробнее

30.09.2020

День открытых дверей в приюте для животных

Подробнее

15.08.2022

«Мусороежка» может приехать и к вам

Подробнее

29.08.2020

ЕМУП “Спецавтобаза” возобновляет очный прием абонентов

Подробнее

23.07.2021

Рефтинский, Верхнее Дуброво, Уральский и Сухой Лог – в лидерах по обустройству контейнерных площадок для ТКО

Подробнее

29.07.2022

Приглашаем на День открытых дверей в приют для животных САБ

Подробнее

03.12.2018

3.12.2018 г. ЕМУП «Спецавтобаза» остается региональным оператором!

Подробнее


Назад